ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ
НЕПРИНЦЕВ
А.И.Танаков
..........Дворянский род Непринцевых берет свое начало в Полтавской губернии. Дед
художника Николай Непринцев служил военным топографом. В 1872 – 1873 г.
г. он в составе Мангышлакского отряда участвовал в Большом Хивинском походе,
получил звание генерала и был награжден орденом Святого Георгия, медалью
«За Хивинский поход». В 1875 г. за заслуги перед Россией Император
Александр П лично вручил ему карманные золотые часы. В 1874 г. генерал
Н. Непринцев был переведен в Тифлис, где был назначен начальником топографического
управления Северо-Кавказской железной дороги. Он являлся членом Императорского
Русского Географического Общества, в 1874 г. опубликовал научный труд «Топографическое
описание путей, пройденных Мангышлакским отрядом при движении в Хиве и
обратно в 1873 г.».
..........Отец будущего художника Михаил Николаевич Непринцев (1877-1962 г.г.) был известным архитектором и теоретиком архитектуры. По его проектам были построены здания Цирка, института инженеров железнодорожного транспорта в Тбилиси. Он – один из авторов построенного после войны грузинского города Рустави. По проекту М.Н.Непринцева в 1937 г. был построен защитный павильон над мемориальным домом-музеем И.В.Сталина. Михаил Николаевич – автор известного руководства «Основы строительного дела на железнодорожном транспорте».
За свои работы М.Н. Непринцев был удостоен
звания заслуженного деятеля науки и
техники СССР.
..........15 августа 1909 г. в Тифлисе в семье инженера М.Н.Непринцева родился второй сын – Юра. Семья Непринцевых имела большую библиотеку, в которой было много книг по истории искусства. Стены их небольшой квартиры в районе Головинского проспекта (ныне – проспект Руставели) украшали литографии с картин старых мастеров. Любимыми художниками в семье Непринцевых были И.Е.Репин, И.И.Левитан, К.Е.Маковский. Для Юры наиболее близким было творчество И.Е.Репина, о котором он позже писал: «Репин захватывает своим неповторимым умением предельно выразить через состояния и переживания героев большую мысль, актуальное социальное и философское содержание. И основное в его работах – не эффектный артистичный мазок, не мастеровитость исполнения (при всей своей внешней выразительности они подчас бывают холодными), а большое умное мастерство, подчиненное единой цели: с предельной силой через раскрытие психологического состояния героев выразить основную мысль, идейный замысел. Этим Репин помог мне.».
..........Школа, в которой с 1921 по 1925 г.г. учился будущий художник, была необычной. В ней работал драматический кружок, было собственное издательство, выпускавшее рукописные «книги» в единственном экземпляре, проводились литературные диспуты, например, «О Пушкине и Маяковском». Ю. Непринцев участвовал во всех видах «внеклассной» работы – делал декорации для спектаклей, рисовал карикатуры и шаржи для школьной и классной стенгазет. Он считался «главным художником» школьного драмкружка (его ведущей актрисой была будущая народная артистка России Елена Кузьмина), спектакли которого пользовались большой популярностью не только в школе. Однажды одну из премьер – «Дворянского гнезда» - даже посетил нарком просвещения А.В.Луначарский со своей женой актрисой Розенель.
..........Однажды Юра побывал на поэтическом вечере, на котором Владимир Маяковский читал свои стихи и участвовал в диспуте с грузинскими поэтами Тицианом Табидзе и Паоло Яшвили.
..........Во время учебы в школе Ю. Непринцев познакомился с художником А.Н.Казакевичем, который первым открыл в мальчике дар рисовальщика. Он часто говорил: «Искусство – это яд, к которому нет противоядия».
..........В свидетельстве об окончании 42-й трудовой школы г. Тифлиса, выданном Ю.М. Непринцеву в 1925 г., было указано: «Имеет навыки и выдающиеся способности к рисованию. Имеет способности к литературной работе».
..........В течение всей жизни Юрия Непринцева наблюдалась закономерность – ему редко везло в начале того или иного важного дела, но достигаемый им результат всегда превосходил все ожидания. Так произошло и в начале его пути в искусстве. Неудачей закончилась его первая попытка получить художественное образование – в 1925 г. он не выдержал вступительного экзамена в Тифлисскую Академию Художеств. Тогда же он начинает учиться в Студии Б.А.Фогеля при Тифлисском Доме Красной Армии. Впоследствии Ю.М.Непринцев всегда с большой признательностью вспоминал своего учителя, который за очень короткое время сумел увидеть в Юре начала большого таланта графика, помог ему наметить главные направления творческого развития, заложить методически верные основы работы с натурой.
..........В 1926 г. 17-летний Юрий Непринцев поехал в Ленинград для поступления в знаменитую Санкт-Петербургскую Академию Художеств. В последние годы жизни художник рассказывал, что тогда, в 1926 г., отправляясь в совершенно незнакомый ему северный город, который всего лишь два года назад был лишен своей столичной короны, в котором уже тогда начинались известные всей стране процессы и акции против «контрреволюции» и «идеологически чуждых и вредных элементов», фактически он ехал «никуда». У него не было никаких предварительных договоренностей, рекомендаций, приглашений. Он вез с собой только одно письмо - от своего тифлисского друга художника А.Н.Казакевича к жене умершего еще в 1898 г. известного петербургского художника-анималиста Н.Е.Сверчкова, у которой планировал снять комнату в её квартире в районе Мытнинской набережной на Петроградской Стороне.
..........По пути в Ленинград Юра впервые в жизни посетил Москву. В ней поезд стоял несколько часов ночью, и единственное историческое место, которое будущий ленинградский художник захотел и успел посетить, был величавый Храм Христа Спасителя, разрушенный спустя пять лет.
..........Приехав в Ленинград, Ю. Непринцев делает две завершившиеся неудачами попытки поступления в то учебное заведение, которое было раньше Императорской Академией Художеств, в 1925 и в 1927 г.г.
..........В 1918 г. был опубликован декрет о ликвидации Императорской Академии художеств. Высшее художественное училище было преобразовано в Свободные художественные мастерские (Свомас). В 1921 г. Свомас стал вновь называться Академией художеств. С 1927 г. Академия Художеств переживала «Масловскую эпопею».Были уволены все профессора – реалисты. В её стенах велась борьба против лучших традиций русского реалистического искусства, категорически было запрещено писать с натуры, был введен «бригадный метод работы» и «метод проектов». Были уничтожены библиотека и музей, которые Ф.А.Маслов назвал «ценными кладбищами вуза». Скульптуры разбивались, и ими было приказано мостить тротуары; картины старых мастеров резались на куски, которые раздавали студентам для работы. Для поступления на учебу не требовалось никаких данных, кроме пролетарского происхождения. Девизом «новой» Академии стали слова Д.Д. Бурлюка: «Репина – на помойку истории!».
..........Невольно вспоминается ангельский глас к Иосифу в Евангелии от Матфея: « …встань, возьми Младенца Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца».
До «смерти» искавших «души
Младенца» Юрий Непринцев стал учиться
в частной студии уволенного из Академии
Художеств В.Е.Савинского. Василий
Евмениевич вошел в историю искусства
как блестящий рисовальщик, наделенный
острым и точным глазом, тонкий колорист
с широким диапазоном цветовидения,
умный сочинитель, обладающий богатым
композиционным мышлением.
Будучи одним из лучших учеников
замечательного русского художника
П.П.Чистякова, Савинский стремился
воспитать в своих учениках умение
постигать натуру, творчески анализировать
форму, свободно владеть техникой
живописи, рисунка. То, что Ю. Непринцев
воспринял у Савинского, составило
прочную основу для его мастерства. Сам
Юрий Михайлович об этом периоде своей
жизни писал так: «В.Е.Савинский дал
мне твердые основы художественной
грамоты, основную школу в области
рисунка, формы и я с благодарностью
вспоминаю его в течение всей своей
творческой деятельности». В.Е. Савинский первым подсказал Ю. Непринцеву методику работы над исторической картиной. Такая работа должна состоять из двух этапов: из всестороннего, детального и серьезного изучения исторической обстановки, знакомства со всеми имеющимися литературными и изобразительными материалами и из разработки сюжета.
..........Среди учеников В.Е.Савинского были ставшие впоследствии знаменитыми И.И. Бродский, А.А.Рылов, К.И.Рудаков, П.А. Шиллинговский. В 1987 г. Ю.М. Непринцев активно участвовал в создании Дома-музея П.П.Чистякова в г. Пушкине.
..........С самого начала жизни в Ленинграде молодой Ю. Непринцев погружается в его художественную жизнь. Он много работает в области газетного и журнального рисунка, создает иллюстрации к произведениям русской классической и современной литературы. В 1929 г. в ленинградском журнале «Резец» появляются его полные динамики иллюстрации к поэме Б.Винникова «Столица».
В 1930-е годы он иллюстрирует рассказы
«Трофейный самовар» П.Ипполитова
и «Увеселительная прогулка» Л.
Славина.
..........Работая художником – оформителем в Петергофском и Детскосельских дворцах - музеях, в 1931 г. вместе с А.Н. Яр-Кравченко Ю. Непринцев в акварелях запечатлевает интерьеры Детской половины Царскосельского Александровского Дворца.
В 1990- х гг. художник рассказывал о том,
что, ежедневно входя в холодные и пустые
покои убитых большевиками в 1918 г. царских
детей Алексея, Ольги, Татьяны, Марии и
Анастасии, он ощущал их незримое
присутствие. В их комнатах всё оставалось
таким, как было в день их отъезда в свое
последнее путешествие по России – в
Екатеринбург, - множество старинных
икон, игрушки, аккуратно заправленные
детские кроватки, трогательные и наивные
детские рисунки, школьные учебники на
полках.
..........В 1928 г. состоялось первое публичное «выступление» Ю. Непринцева – на выставке художников в Тифлисе он показал шесть своих работ – два портрета, «Натурщицу», «Натюрморт», пейзаж «Гора Давида». В Ленинграде в 1929 и 1930 гг. он принимал участие в выставках Общества им. А.И. Куинджи, которые организовывались в залах Академии Художеств.
..........Работая в Петергофе, Ю. Непринцев познакомился с главным хранителем этого музея С.С. Гейченко, с которым впоследствии его связывала дружба, и со своей будущей женой (в то время экскурсоводом в Петергофе) М.А. Тихомировой. В эти же годы Юрий Непринцев становится художником «Комбината наглядной агитации и пропаганды отдела массовой политико-культпросветработы» Ленсовета.
..........В Ленинграде на углу ул. Герцена (ныне – Большая Морская) и Кирпичного переулка в начале 1930-ч гг. находился Дом художника, в котором проходили вечера встреч с известными деятелями науки и искусства. На этих вечерах после выступления приглашенного молодые ленинградские художники в течение полутора – двух часов рисовали портреты героя вечера. Рисунки вывешивали на стендах, чтобы все могли с ними познакомиться. Затем жюри, в которое входили И.И. Бродский и Н.Э. Радлов, работы оценивало. Кроме того, сам «герой» вечера имел право забрать себе тот рисунок, который ему больше всего понравился. Об одном из таких вечеров ленинградская газета «Смена» писала: «Встреча художников с лучшими ударниками завода состоялась 18 февраля в Доме художника. Во время встречи был проведен сеанс одновременной зарисовки шести лучших ударников завода.…За три часа было изготовлено 84 портрета. Жюри конкурса в составе заслуженного деятеля искусств художника И.И. Бродского, художника Н.Э. Радлова, Докторова и др. и представителей завода во главе с т. Хинейко присудило первую премию художнику Непринцеву, вторую – художнику Беленкову.».
Ю. Непринцев, участвуя в вечерах зарисовок,
писал портреты датского профессора,
полярника Аллмана Ханса, композитора
Д.Д. Шостаковича, артиста Я. Малютина,
которые высоко оценили его искусство
- пожелали взять именно его работы.
На этих вечерах зарисовок на Ю. Непринцева
обратил внимание замечательный советский
живописец И.И. Бродский, который в 1932 г.
стал директором Всероссийской Академии
Художеств. Он сам предложил Ю. Непринцеву
заявление о поступлении в Академию.
Поступить в этот институт в 1934 г. было
почти невозможно: на 14 мест было подано
150 заявлений, а ход экзаменов даже
освещался с газете «Ленинградская
правда».
..........В то время, как и во всех советских учреждениях, в Академии поднималась волна борьбы с «контрреволюционными элементами», шел активный поиск «врагов народа». В связи с этим сразу же после зачисления на третий курс Академии Ю. Непринцев как представитель враждебного пролетариату дворянского сословия подлежал отчислению. Но И.И. Бродский твердо поставил перед партийным руководством вопрос о невозможности выполнения им задач воссоздания советской реалистической школы в искусстве, если будут отчислять таких способных и талантливых учеников, как Ю. Непринцев. Он даже пригрозил, что в случае отчисления Ю. Непринцева будет вынужден отказаться от руководства Академией. К счастью, требования Исаака Израилевича были выполнены, и Ю. Непринцев остался в числе студентов.
..........1934 год стал для будущего художника знаменательным ещё и тем, что после короткого и неудачного первого брака он женился на Марине Александровне Тихомировой, впоследствии известном искусствоведе, главном хранителе Петергофа, зав. Сектором музеев Управления культуры Ленгорисполкома, автором нескольких книг по искусству.
..........Во время обучения в Академии Художеств Ю. Непринцев совершенствует свое мастерство графика и живописца, много работает в жанре иллюстрации, пейзажа, пишет много портретов – «Мама» (1934), «Архитектор М. Непринцев» (1939). Можно утверждать, что молодому талантливому художнику Непринцеву чрезвычайно повезло с Учителем. Повторялись даже некоторые этапы их биографий. В черновиках И.И. Бродского есть запись: «Когда я пришел в Академию, против меня велась скрытая агитация, и никто не хотел идти ко мне в ученики».
Подобная ситуация в разные годы
складывалась и вокруг одного из лучших
его учеников Ю.М. Непринцева. Много
общего было и в их творчестве. Как и у
И.И. Бродского, у Ю.М. Непринцева были
разные работы – ставшие широко известными
и почти незамеченные; удачные и те, о
которых они не любили даже вспоминать.
В биографиях Бродского и Непринцева
повторилось и идеологическое
«жонглирование» по отношению к
их работам, соответствовавшим духу
времени, в которое художники жили, -
чрезмерная восторженность в «соответствующий
период истории» и непримиримая
критика - после окончания этого периода,
исходящая порой от одних и тех же
«искусствоведов в штатском».
..........В 1920 – 1930 – х гг. И.И. Бродский создал несколько портретов В.И. Ленина, наиболее известным из которых стал «В.И. Ленин в Смольном». Вместе К.П. Петровым-Водкиным, К. Юноном и другими И.И. Бродский в 1924 г. писал посмертный портрет вождя революции (в 1953 г. Ю.М. Непринцев будет писать посмертный портрет И.В. Сталина). И.И. Бродский писал также портреты М.И. Калинина, С.М. Кирова, Б. Шоу, А.М. Горького, Ю. М. Юрьева. Его кисти принадлежат псковские, новгородские пейзажи, изумительные виды его родной Украины. И.И. Бродский не был создателем или «столпом» социалистического реализма. Он сумел возродить русскую реалистическую школу в искусстве.
..........И.И. Бродский обучал молодых художников искусству синтеза пейзажных, архитектурных и жанрового элементов. Плодотворность метода, который использовал в своей художественной практике и передавал ученикам И.И. Бродский, Ю.М. Непринцев успешно апробировал в своей творческой и педагогической работе и полностью его принял. Этот метод включал в себя внимательное изучение жизни, её анализ и воплощение в предметно – конкретной форме, а также очень бережное отношение к творческой индивидуальности учеников. Ю.М. Непринцев часто вспоминал слова своего учителя: «Я не говорю, что вы должны писать, как я. Можно работать и другими методами. Важно работать серьезно».
Учась у И.И. Бродского, Ю.М. Непринцев
постигал законы построения многофигурной
картины. На протяжении всех четырех лет
обучения в Академии Юрий Михайлович
считался одним из самых лучших
рисовальщиков мастерской Исаака
Израилевича. С одинаковой свободой и
мастерством Ю. Непринцев научился писать
маслом и акварелью. В 1938 г. он начинает
осваивать технику офорта. Справедливо
будет заметить, что Юрий Непринцев
никогда не был каким-то особым любимчиком
И.И. Бродского – он просто был талантлив,
и знаменитый Исаак Изральевич видел
это. Выступая на объединенном собрании
профессоров, студентов и сотрудников
Академии Художеств 17 февраля 1936 г., И.И.
Бродский даже критиковал своего ученика:
«Несомненно, что в нашей мастерской
у некоторых студентов как – Непринцев
«Натурщица» (акварель) или у
Чудновцева «Натурщица с вазой»
есть опасность натуралистической
пассивности…».
..........С этого же времени он приступает к осуществлению своих давних планов – к воплощению образа любимого им А.С. Пушкина и героев его произведений. Еще в 1934 г. он пишет акварель «Пушкин и Кюхельбекер». В 1935 г. Юрий Непринцев вместе со своим товарищем по Академии А. Яр-Кравченко оформляет и иллюстрирует «Пиковую даму».
..........В 1938 г. Непринцев заканчивает институт. В качестве дипломной работы он представляет картину «Пушкин в селе Михайловском». Юрию Михайловичу тогда не удалось побывать в Михайловском, так как соответствующие органы, несмотря на просьбы И.И. Бродского не позволили «студенту с дворянским происхождением» выехать в район, граничащий с буржуазной Эстонией, хотя незадолго до этого, в 1931 – 1932 гг. он проходил срочную службу в артиллерийском полку именно в Пскове.
Вспоминая слова В.Е. Савинского о
необходимости глубокого исследования
предмета изображения, Непринцев стал
изучать Михайловское «заочно»:
читал его описания, рассматривал
фотографии и гравюры, изучал воспоминания
современников А.С. Пушкина о «михайловском»
периоде жизни поэта. В семье художника
сохранилась копия маски, снятой с
мертвого А.С. Пушкина в 1836 г., которую
Непринцев использовал для создания
внешнего облика героя своей картины.
Давая Ю. Непринцеву характеристику
перед защитой дипломной работы, И.И.
Бродский писал: «Талантливый
рисовальщик и живописец. Чрезвычайно
упорный работник. Много работал над
композицией».
..........27 сентября 1938 г. Юрию Непринцеву был вручен диплом с отличием об окончании Академии художеств. А в 1939 г. за свою «дипломную» картину Ю. Непринцев был удостоен третьей премии на Всесоюзной выставке молодых художников. Эту картину приобрел Всесоюзный музей А.С. Пушкина, поместив её в Доме – музее поэта в Михайловском, откуда она исчезла в годы войны.
..........В течение всей своей жизни «пушкинскую» тему Ю.М. Непринцев считал одной из самых главных в своем творчестве. До настоящего времени работы Ю. Непринцева, посвященные А.С. Пушкину, остаются малоисследованными и недостаточно высоко оцененными.
..........После окончания Академии Ю. Непринцев поступает в аспирантуру при ней и одновременно начинает преподавать на кафедре рисунка и в мастерской театрально - декорационной живописи. Руководителями его аспирантской работы были И.И. Бродский, а после его смерти в 1939 г. – Р.Р. Ференц и Б.В. Иогансон. Тема аспирантской картины по тем временам была чрезвычайно ответственной: «В.И. Ленин и И.В. Сталин в дни Октября». Ю.М. Непринцев, как и все художники и графики того времени, и до 1938 г. изображал руководителей СССР. В 1937 г. по просьбе ИзоГиЗ он принимал участие в конкурсе на лучший портрет И.В. Сталина. Он рисовал портреты А.А. Жданова, Н.И. Ежова, Л.М. Кагановича, К.Е. Ворошилова. В 1936 – 1937 гг. Ю. Непринцев написал несколько портретов В.И. Ленина. Последней работой Ю.М. Непринцева в области «советской иконописи» стал посмертный портрет И.В. Сталина, который был выполнен художником в Колонном зале Дома Союзов в Москве. Для этой почетной миссии из Ленинграда в марте 1953 г. в Москву были вызваны только председатель Ленинградского отделения Союза художников СССР В.А. Серов и Ю.М. Непринцев.
По воспоминаниям искусствоведа М.Ю.
Германа, на обоих художниках ещё долгое
время «лежала печать избранничества,
отчасти и испуга».
..........Аспирантской работе Ю.М. Непринцева в законченном виде так и не удалось появиться на свет. Сам художник писал: «После окончания Академии у меня там была аспирантская мастерская, где осталось много начатых работ, стояли холсты, доски, лежали оттиски, разбросанные краски. В июне 1941 года я со всем этим распрощался. Закрывая дверь мастерской, я закрыл двери и в свою юность. Надо было найти место в новой жизни, найти дело. Вместе с другими я подал заявление о зачислении в добровольцы и с группой художников из Союза рыл окопы под Ораниенбаумом».
Все материалы к аспирантской работе
Ю.М. Непринцева погибли в период блокады.
..........В годы войны Юрию Непринцеву не пришлось принимать участие в эпохальных битвах. Во время службы в армии он даже ни разу не воспользовался оружием. Да и каких-либо непоправимых потерь во время войны у него, казалось, не было: его супруга М.А. Тихомирова работала хранителем оставшихся в блокированном Ленинграде музейных сокровищ Петергофа (будни музейщиков в дни блокады она замечательно описала в своей книге),
а он имел возможность периодически её
навещать; ее мать и сын от первого брака
были эвакуированы вглубь России. Вместо
разрушенной квартиры в Соляном переулке
сразу после войны семье Непринцевых
была выделена огромная комната в бывшей
квартире М.В.Родзянко на улице Жуковского.
Однако потери всё же были – после
перенесенной в 1944 г. дистрофии и нервного
истощения М.А. Тихомирова навсегда
потеряла свой замечательный певческий
голос, которым очень гордилась, и
возможность иметь детей.
..........В первые дни войны Ю. Непринцев вместе с архитектором М.К. Бенуа участвует в маскировке одного из заводов Ленинграда. С июля 1941 г. по октябрь 1942 г. он – командир взвода морской пехоты, который охранял дивизион дальнобойной артиллерии. С ноября 1942 г. до конца войны Ю. Непринцев – художник Политического Управления Балтийского Флота. Во время войны он не создавал картин и графических работ, посвященных боевым действиям и блокаде Ленинграда. Его интересовало то, с чем он сталкивался ежедневно, – люди, их характеры, темпераменты, настроение. Будучи командиром взвода, он писал карандашом небольшие портреты своих боевых товарищей – балтийцев. В Потуправлениии Балтийского Флота Ю. Непринцев вместе с другими художниками – В. Пророковым, В. Соколовым, С. Боимом – выпускал сатирические плакаты, объединенные общим названием «Балтийский прожектор». С 1941 по 1945 гг. Ю. Непринцев принял участие в восьми художественных выставках, в том числе, в знаменитой Всесоюзной выставке «Героический фронт и ты», состоявшейся в Москве в 1942 – 1943 гг.
..........Сразу после демобилизации в 1946 г. Ю.М. Непринцев возвратился в родной институт, получив сразу же звание доцента по кафедре «живопись и композиция». В этом же году он становится членом Ленинградского Союза художников. В это время он пишет картину «Здравствуй, Ленинград!» и портрет Лизы Чайкиной. Эти работы, по мнению критики и самого автора, получились неудачными. «В картине Ю. Непринцева «Здравствуй, Ленинград!» законное желание выразить идею мощи советского флота через монументальность композиции, подчеркнутую масштабность и грузность подводной лодки с группой моряков получило свое воплощение в низком горизонте. Фигуры действительно должны были бы производить эпическое впечатление, если бы они не были так удалены в глубину и дробны в трактовке формы. Это снижает впечатление от хорошего замысла, в осуществлении которого есть и романтическая приподнятость и живописные качества. Хорошо написана вода…», - писала критика.
А о «Лизе Чайкиной» сам её автор
в 1955 г. писал: «В поисках образа
героической советской девушки … я не
сумел избежать некоторой надуманности
композиции и допустил излишнюю театральную
эффектность в освещении. Этим я невольно
придал простому и мужественному образу
Лизы несвойственную ему театральную
приподнятость…».
..........В 1951 г. Юрий Непринцев на осенней выставке Ленинградских художников представляет картину, которая сделала его знаменитым на многие годы, - «Отдых после боя». Чуть позже эту картину показали на Всесоюзной Художественной Выставке в Третьяковской Галерее. Следует заметить, что многие ленинградские художники – фронтовики, блокадники или бывшие в эвакуации, каждый по-своему осмысливая пережитое в 1941-1945 гг., писали «большие» картины, некоторые из которых были отмечены Сталинскими Премиями: М.И. Авилов – «Поединок на Куликовом поле», И.А. Серебряный – «Ленинградская филармония в 1942 году», В.А. Серов – «Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища». Однако ни один из них не добился такого всенародного признания, какое было у Юрия Непринцева. Процесс работы художника над «Отдыхом после боя» в основных чертах напоминал таковой у А. Иванова при создании «Явления Христа народу». На картине не изображено ни одной «выдуманной» фигуры – все её герои были написаны Ю.М. Непринцевым с живых людей – фронтовиков. Сохранились сотни этюдов к этой картине, а профессор Института им. И.Е. Репина Б.М. Лавренко уже после смерти Юрия Михайловича стал утверждать, что центральная фигура знаменитой картины была написана именно с него.
Феномен популярности «Отдыха после
боя» до сих пор остается неразгаданной
загадкой. «Непринцев одним из первых
осуществил ту идею народной картины об
Отечественной войне, которая тогда
направляла творческую мысль большинства
художников,…автор в непритязательной
обыденной сюжетной сценке беседы бойцов
на привале сумел вывести различные
индивидуализированные типы рядовых
советских солдат эпохи Отечественной
войны…».
..........Невероятная популярность «Отдыха после боя» имела много последствий - как для биографии Юрия Михайловича, так и для оценки его последующих работ. Известно, что эта картина очень понравилась И.В. Сталину. Ю. Непринцеву было рекомендовано выдвинуть свою работу на соискание Сталинской Премии. Комитет по премиям подготовил для генералиссимуса представление, в котором «Отдых после боя» был рекомендован к присуждению Сталинской Премии Ш степени. Сам «вождь народов», зачеркнув фамилии художников, которым предполагалось вручить более высокие награды, написал: «Непринцеву – Премию I степени!».
..........Сам Ю.М. Непринцев никогда не стремился к получению наград и званий. Высокие награды и почетные звания «нашли» его сами. Вскоре после присуждения Ю.М. Непринцеву Сталинской Премии последовал целый ряд награждений и присвоений ему званий. В 1954 г. решением ВАК он получает звание профессора и становится руководителем мастерской станковой живописи в институте им. И.Е. Репина. Через два года ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1963 г. – Народного Художника России. В 1965 г. Ю.М. Непринцев был удостоен звания Народного Художника СССР. У него непросто складывалась «академическая» судьба. Став членом – корреспондентом Академии Художеств СССР в 1953 г., действительным членом этой Академии он был избран только через 17 лет.
..........В 1953 г. Ю.М. Непринцева избирают депутатом Ленинградского областного Совета депутатов. В 1973 г. он назначается заведующим кафедрой графики института им. И.Е. Репина.
..........В годы «железного занавеса» Ю.М. Непринцев и М.А. Тихомирова посещают Болгарию, Польшу, Чехословакию, Германию, Бельгию, Голландию, Италию, Францию, Финляндию, Кипр, Венгрию, Австрию, Турцию. Там их принимают на самом высоком уровне и знакомят с первыми лицами. Отовсюду Юрий Михайлович привозит рисунки, акварели и наброски.
..........Ю.М. Непринцева с супругой постоянно приглашают на приемы, где они знакомятся с Фаиной Раневской, Любовью Орловой, Михаилом Ульяновым и с другими знаменитостями.
..........В 1967 г. журнал «Огонек» писал: «Мы назовем несколько имен – Толубеев и Смоктуновский, Соловьев-Седой и Дзержинский, Аникушин и Непринцев, Колпакова и Соловьев, Петров и Моисеенко, Козинцев и Иванов, Мравинский и Мимеонов, Товстоногов и Акимов … - и станет светло от звезд, что светят нынче в небе ленинградского искусства».
..........«Отдых после боя» бесконечно часто репродуцировали. Одна из таких репродукций по личной просьбе И.В. Сталина была повешена в его загородной резиденции в Барвихе. Написанная кем-то копия картины украшала кабинет на даче Г.К. Жукова, в связи с чем легендарный маршал даже приглашал Ю.М. Непринцева для консультации, не является ли сам художник автором этой копии. В 2006 г. репродукция с «Отдыха после боя» появилась в Музее Президента России при Дворце Конгрессов в Стрельне под Санкт- Петербургом.
..........Тысячи восторженных откликов в периодической печати, приглашения на бесконечные творческие встречи, многотомные книги отзывов на выставках. Успех Ю.М. Непринцева называли «памятным и заслуженным»,
а картину – драгоценным камнем в
«сокровищнице духовной культуры
общества».
Для советских школьников 1950 – 1990- х гг.
«Отдых боя» стал хрестоматийной
темой для сочинений. Некоторые фронтовики
и их родственники даже «узнавали»
себя в персонажах картины, порой требуя
у художника выдать справку, что «боец
такой-то служил там-то, и именно его
Непринцев изобразил на своей картине».
..........В период расцвета советско-китайских отношений к 60-летию Мао Цзэ-дуна И.В. Сталин от имени КПСС и правительства СССР подарил вариант 1951 г «Отдыха после боя» (по выражению самого Юрия Михайловича, «душевно выстраданный») китайскому лидеру. Автор картины узнал об этом из газет.
..........Ю.М. Непринцев вынужден был повторить «Отдых после боя»: по личному заданию И.В. Сталина в 1952 г. для Кавалергардского зала Московского Кремля, а в 1955 г. – по заказу Третьяковской Галереи для постоянной экспозиции. Оба этих варианта отличались от первого. Они были больших размеров, и в них были устранены неточности в обмундировании бойцов и в их оружии.
..........При написании картины для Кремля Ю.М. Непринцеву вновь пришлось столкнуться с Н.Е Сверчковым, в петербургской квартире которого он жил в 1926 г. Кавалегрардский зал Кремля в 1950-е годы служил «кулуарами» президиума Верховного Совета СССР. На одной из его стен висела картина Н.Е. Сверчкова «Въезд царя Алексея Михайловича». Ю.М. Непринцеву объяснили, что по желанию генералиссимуса эту картину нужно заменить его «Отдыхом после боя».
..........В то же время сталинская виза 1951 года «закрыла» «Отдых после боя» для критики и серьезных искусствоведческих исследований. Из сферы истории искусства эта картина перенесла своего автора в историю российской политики. Смерть И.В. Сталина, обличение культа его личности отразились и на оценке творчества Ю.М. Непринцева.И.Г. Мямлин отмечал: «Восхищенные искренностью чувства художника, его наблюдательностью, стремлением максимально приблизиться к своему современнику, зрители не сразу заметили тогда известную ограниченность живописно-пластических достоинств картины. Захваченная глубокой человечностью героев «Отдыха после боя», мастерством Непринцева - психолога, критика лишь вскользь отметила, что художник не в полной мере использовал колористические возможности живописи».
..........Столько головокружительного «зигзага удачи», который произошел в судьбе Ю.М. Непринцева, ему не простили – и «товарищи по цеху» и приближенные к ним искусствоведы. Отсутствие конструктивной, доброжелательной критики дало возможность появиться критике иной. Непринцева стали называть «любимчиком Сталина», художником «одной картины». «Отдых после боя» стали называть живописной иллюстрацией к поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», противопоставляя её рисункам О.Г. Верейского. Выпускник Академии Художеств И.С. Глазунов в своей книге «Россия распятая» о Юрии Михайловиче написал: «После третьего курса меня назначили в мастерскую профессора Ю.М. Непринцева, известного тогда своей картиной «Отдых после боя», показывающей хохочущих красноармейцев на привале и магическое действие шуток героя из поэмы А. Твардовского (тогда ещё яростный сталинист, а потом редактор журнала «Новый Мир»)…».
..........Сам Юрий Михайлович о замысле своей картины писал: «Сюжет сам возник из живых воспоминаний военных лет: зимний лес, заснеженная поляна, группа бойцов, слушающих веселого рассказчика в короткий перерыв между боями. Когда я живо представил себе эту много раз виденную сцену, мне сразу вспомнился и всеобщий фронтовой друг – Василий Теркин. И заново плененный этим чудесным, глубоко правдивым образом, я не расставался с ним до конца работы над картиной…».
..........В некоторых источниках упоминается, что А.Т. Твардовский после вручения Ю.М. Непринцеву Сталинской премии 7 января 1952 г. послал ему поздравительную телеграмму: «Поздравляю большой творческой удачей. Картина замечательная. Твардовский».
Однако, сам Юрий Михайлович вспоминал,
что он писал в 1950-е гг. А.Т. Твардовскому,
но писатель ему не ответил. В «Рабочих
тетрадях» А.Т. Твардовского есть
запись от 13 декабря 1953 г. о доброжелательном
отношении И.В. Сталина к картине Ю.М.
Непринцева: «Должно быть, Сталину
очень понравились эти смеющиеся ребята».
..........Послевоенные годы стали для Ю.М. Непринцева периодом напряженной работы. Им были созданы более 300 законченных произведений. В 1961 - 1967 гг. он создает серию офортов под общим названием «Ленинградцы», которые завоевали искреннюю любовь блокадников. Все 17 графических листов были связаны общей темой и составляли единый стилистический ряд. Автор построил композиции офортов на контрасте черных и белых плоскостей, полностью проработав всю изобразительную поверхность, оставив чистым только светоносный слой бумаги. В каждом листе зрители до сих пор ощущают время и драматизм событий блокадной поры, внутреннюю эмоциональную напряженность.
..........Художник много работал в книжной иллюстрации. Им были оформлены роман В. Гюго «Труженики моря» (1951 г.), сборник рассказов Л. Соболева «Морская душа» (1958 г.), рассказы В.Г. Короленко «Дети подземелья», «Морские рассказы» К. Станюковича (1951 г.). Самой известными работами Ю.М. Непринцева в этой области стали его иллюстрации к книге А. Голубевой «Рассказы о Сереже Кострикове» (1949 г.), посвященной детству и юности С.М. Кирова.
..........Сам Ю.М. Непринцев считал, что наиболее удачными его работами являются портреты. В этом жанре он почти никогда не работал по заказу. Он пишет портреты только тех людей, которых хорошо знал. Портреты М.А. Тихомировой, её близкой подруги поэтессы Е.И. Рывиной, друга семьи Непринцевых Л.М. Григорьевой, скульптора Е.А. Левинсона, писателя А.А. Крона, артиста А.Д. Бениаминова, народного художника СССР Учи Джапаридзе, главного хирурга Ленинграда И.П. Виноградова, академика Д.С. Лихачева. В этих работах Ю.М. Непринцева удачное сочетание композиционно – пластических находок и традиционного приема «представления» модели, восходящего к реалистическому искусству камерного изображения XIX-го
века, обусловливает ощущение внутренней
гармонии живописных образов, отмеченных
духовно емким содержанием. В написанных
Ю.М. Непринцевым портретах подтверждается
его же мысль о том, что мастер должен
быть одновременно и автором «пьесы»,
и её «режиссером» и «не только
знать хорошо своих героев, их
взаимоотношения, не только представлять
себе психологическую обоснованность
их действий, но сжиться с ними,
перевоплотиться в каждый образ так, как
этого требовал Станиславский от актера».
В портретах работы Ю.М. Непринцева очень
выразительно и в то же время чрезвычайно
мягко подчеркнут духовный мир
изображенного, его душевное состояние.
..........Важнейшей частью своей жизни художник считал преподавательскую работу. Среди его учеников много ставших известными живописцев и графиков – А.А. Романычев, В.Ф. Токарев, Э.В. Козлов, С.Х. Бицираев и другие.
..........После окончания войны Ю.М. Непринцев принял участие почти в ста художественных выставках. В 1989 г. в Рафаэлевском и Тициановском залах Академии Художеств в Ленинграде состоялась его последняя персональная выставка, приуроченная к его 80-летнему юбилею.
Этот юбилей можно было назвать одним
из последних отблесков былой всесоюзной
славы Мастера. Сотни правительственных
и обычных телеграмм, в том числе от Союза
Художников Эстонии и от художников г.
Таллинна, репортаж в популярных тогда
«600 секундах», банкет в Пименовском
зале Академии Художеств, торжественные
речи Президента Академии Б.С. Угарова,
известного скульптора М.К. Аникушина,
писателя В. Азарова.
..........1990-е годы стали для Ю.М. Непринцева сложным периодом жизни. Реорганизация всех союзных академий, упорные слухи о ликвидации Академии Художеств СССР, финансовые проблемы. Ленинград 1990-х годов чем-то напоминал город в период начала блокады – опустевшие прилавки магазинов, «визитки», талоны на продукты, огромные очереди за хлебом, ежедневный страх перед очередным возможным повышением цен. Этот период для Юрия Михайловича совпал и с личными трагедиями. В 1992 г. на руках у художника умерла его любимая супруга М.А. Тихомирова. Мастер всё чаще стал чувствовать недомогание. Он перестал ездить на сессии Академии Художеств в Москву, переходит на «полставки» в институте. Известная своим гостеприимством квартира Непринцевых на Московском проспекте постепенно закрывается для многочисленных ранее гостей. Художник много работает дома, продолжает свою «пушкиниану» - пишет картину «Пушкин в Святогорском монастыре», повторяет свои старые работы. Иногда к нему обращались с предложениями ещё раз повторить «Отдых после боя», но от этих предложений он категорически отказывается. Его произведения почти не покупают в России, но активно приобретали заграницей. В 1995 г. у него берет интервью телевидение Японии. В 1994 и в 1996 гг. его работы выставляются на корейско-российской художественной выставке, а в 1996 г. – на выставке «Образы Италии».
..........На празднование 85-летнего юбилея Юрия Михайловича в 1994 г. собираются немногочисленные коллеги и ученики. Приходят две телеграммы – от Президиума Российской Академии Художеств и от художников г. Череповца.
..........Юрий Михайлович начинает замечать, что вокруг его имени формируется негативное мнение. Это проявлялось даже в бытовых мелочах: в манере разговора участкового врача, в отношениях к нему в «Столе заказов» Елисеевского магазина. Юрию Михайловичу приходится выносить и более откровенные, возможно, и неумышленные оскорбления. Купивший у него в 1992 г. дачу под Петербургом предложил пожилому художнику расписать фасад дома. Бывшие друзья, взявшие в «застойные годы» в долг несколько тысяч рублей на покупку машины, с улыбкой отдают те же деньги в 1995 г. – в это время на них можно было купить только два батона. Некоторые ученики художника с неохотой вспоминают о Непринцеве, считая обучение в его мастерской малозначительным эпизодом своей биографии.
..........Те, кого Сталин в 1951 г. «лишил» премии, и их ученики поднимают головы. По отношению к Непринцеву разрешается всё.
..........В 1994 г. московская галерея «Риджина» приобрела у художника мозаику его работы «Метростроевцы». Каково же было удивление Юрия Михайловича, когда по телевидению прошла громкая рекламная кампания выставки «К.Звездочетова – Ю.Непринцева» под названием «Артисты – Метростроевцам». В небольшом зале галереи друг напротив друга висели мозаика и картинка-карикатура неизвестного Ю.М. Непринцеву Звездочетова. В центре зала бил фонтан с вином. Комментируя выставку, один из российских телеканалов заявил: «85-летний Юрий Непринцев на выставку не явился».
..........В сентябре 1996 г. «тучи» вокруг Юрия Михайловича сгущаются и в институте им. И.Е. Репина: ему предлагают уйти на пенсию, он узнает, что, как в свое время было с И.И. Бродским, ведется агитация с целью не допустить запись студентов в его мастерскую. Сложная обстановка складывается и вокруг семьи художника, – несмотря на все старания художника, сотрудники Академии Художеств, за исключением М.К. Аникушина и В.А. Ветрогонского, отказываются признавать его внука первого брака, хотя на всех приемах, выставках они появляются вместе.
..........В последний год своей жизни Ю.М. Непринцев пишет много портретов: портрет своего ученика Никиты Цыцина, «Портрет Иры», портрет своего внука Аркадия, автопортрет под названием «Старый художник».
..........Будучи в течение всей своей жизни нерелигиозным, неожиданно для окружающих Юрий Михайлович выражает пожелание поехать в Иерусалим, посетить христианские святыни. Впервые в жизни он читает Новый Завет. Некоторые евангельские сюжеты он сопоставляет со сценами из «Мастера и Маргариты» С.А. Булгакова и начинает писать картину «Шествие с Голгофы»: «И весь народ, сошедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь». Пустынная Голгофа, три скорбных креста, возвращающиеся в Иерусалим свидетели
свершившейся казни. На их лицах разные выражения – скорбь, растерянность,
подавленность, ужас от последних слов Христа: «Илињ, Илињ! Ламањ
савахванињ?».
На их лицах нет только радости. И при
работе над этой картиной Мастер остался
реалистом – все идущие с Голгофы были
написаны им с одного человека – с его
внука. 20 октября 1996 г. у него на руках
Мастер умер.
..........Его похоронили в пантеоне петербургских знаменитостей - на Литераторских Мостках Волкова кладбища. Петербургская газета «Смена» в некрологе писала: «Никто из друзей, знакомых не может упрекнуть его в лицемерии. Кто-то говорит о трудном характере, кто-то – об упрямстве, но все – о его честности, о трогательной рыцарственности, о смелости в защите своего мнения…».
..........Так и не завершив свою последнюю картину, Юрий Михайлович Непринцев до конца жизни остался на своей Голгофе – всенародной любви, всесоюзной известности. Он взошел на эту Голгофу, не обращая внимания на недооценку своего творчества коллегами, не смотря на чужую зависть. До последнего своего дыхания Мастер сумел остаться Человеком, Рыцарем…
|